В ДУШЕ ЗАЖИГАЯ НАДЕЖДЫ ОГОНЬ
В душе зажигая надежды огонь / Мы в дом ПОБЕДУ принесли / На длинном жизненном пути / Музыка жизни / Просвет и тревоги / С высоты лет / Идут за днями дни / Время и мысли / Голос дня и эхо лет / Под резцом волшебного искусства / Мы в дом Победу принесли /
Поэзии, как и любви, все возрасты покорны. Для меня эти понятия однородны, ибо писать стихи невозможно без большого дара, который даёт живительную подпитку творческому началу, подспудно живущему в каждом, но который проявляется только у избранных Богом. Долгое общение с настоящими творцами окончательно убедило меня в их неординарности. В детстве по наивности был убеждён, что писатель – не обыкновенный человек и должен быть узнаваем в толпе. Наверно, виной такому представлению было знакомство в отроческом возрасте с Аркадием Первенцовым, имевшим двухметровый рост. Много воды утекло в Дону прежде, чем понял: талант не зависит от длины ног и ширины плеч, если, конечно, речь идёт не о спорте, а о труде интеллектуальном и о том согревающем душу огне, что постоянно рвётся наружу. И еще: все талантливые любят одиночество, но то, что выходит из их сердца, нуждается в оценке и признании. Мне приходилось встречать далёких от поэзии людей, однако, любивших стихи. Что же притягивает к результатам труда этой далеко не простой человеческой деятельности? Прежде всего, искренность и то слияние личного с окружающим миром, без которого поэзия превратилась бы в рифмованные лозунги. Прежде чем наполнить строку мыслью, приходится в сознании произвести гигантскую работу по отбору наиболее приемлемого варианта, удачно сочетающего простоту с образностью, которую еще называют словесной живописью. Перед Вами книга, подтверждающая эту истину. Её автор, Юрий Иванович Коваленко, достиг возраста, который называют преклонным. У него за плечами большая и настолько насыщенная событиями жизнь, что при равном раскладе их хватило бы биографии нескольких человек. И если справедливо замечание, что любой писатель – это наполовину его судьба, то к поэту оно относиться вдвойне. Жизнь показала, что «сидя в башне из слоновой кости», можно родить лишь пустоцвет, а ощущение себя частицей бурлящего мироздания обогащает чувства, без коих стихи можно сравнить с дистиллированной водой, не имеющей ни вкуса, ни запаха и по сути мёртвой. Участник Великой Отечественной войны, бравший Берлин и Прагу, Юрий Иванович сохранил инстинкт созидания и, вернувшись к мирной жизни, с отличаем, закончил Волгоградский пединститут, а затем почти 50 лет отдал преподавательской деятельности, воспитывая в детях патриотов, коим близко и понятно живой слово русской классики. Народный педагог, он получил звание заслуженного учителя Российской Федерации, трижды был лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года». Война не ожесточила, а, закалив характер, обострила восприятие красоты и желание оставить след в этой скоротечной жизни, открыв людям то, что за сутолокой будней и в погоне за материальными благами проходит мимо, лишая их радости ощущения красок земли и понимания, что не хлебом единым жив человек. Несколько лет назад в рецензии на сборник стихов «Просвет и тревоги» я писал: «Три книги Юрия Коваленко – как три вершины, покоренные им. Надеюсь, что они не последние». Прогноз оказался точным: передо мной новая работа «Не стареющего душой ветерана» с проникнутым скрытой грустью названием «Идут за днями дни…». Стихи, вошедшие в книгу, различны по тематике, образному строю, они не все равноценны в художественном отношении, но во всех дышит привлекательная сила искренности и честной гражданской позиции автора, которая бросается в глаза, как алый мак на зеленом поле. Устоять в идейном разброде, когда
Молчат безлюдные заводы,
Молчат пустынные поля,
Завод не платит за работу,
А хлеб не выдала земля,
И при всем этом остаться верным своим идеалам – под силу натуре волевой, убежденной, испытанной на излом жизнью, в которой трудностей было больше, чем поворотов на горной тропе.
Ушло согласье от людей,
И нет в природе равновесья,
Не предсказать конца беде,
Ни на земле, ни в поднебесье…
Но Россия, испытывая на долгом пути исторического развития социальные катаклизмы, всегда находила силы подняться из разора и пепла, удивляя мир живучестью и стойкостью к общественным невзгодам. Потому и поэт, принимая близко к сердцу то, что творится вокруг, все же с оптимизмом смотрит вперёд:
И я ищу на поле сорном
След зёрен крохотных побед.
Найду их в поиске упорном –
И на душе зажжется свет.
Он уверяет своего незримого собеседника:
И ты поймёшь, что все терпимо,
И жизни даль видна уже.
Юрий Иванович Коваленко принадлежит к тому поколению, которое гордится, что отстояло и обустроило великую страну. И когда политические перевёртыши, выворачиваясь наизнанку перед демократическими костоломами, отрекаются от коммунистического прошлого, он пишет стихи, давая им не завуалированные названия: «Ленин», «Партбилет», «Коммунистам», «Летят в буденовках крылатых…», «Во всем он верен был Отчизне», «Вновь гроза надо головой», «Вот он, наш русский солдат», «Однополчанин»… В сборник вошёл и цикл стихотворений, лирическим героям которых выступает само искусство и его служители: композиторы, певцы, художники. Вчитайтесь в заголовки: «О Чайковском», «Музыкальный момент Шуберта», «Скрипка Страдивари», «Шаляпин», «Пейзаж Лоррена», «К портрету А.С. Пушкина», «К картине Рубенса», «Возчики камней…». И это понятно, ведь живопись и поэзия близки по мироощущению и богатству палитры, на которой всегда праздник от смешения красок. И еще думаешь о том, что перед нами открытость человека, тонко чувствующего, с душой, распахнутой к прекрасному. В музеях, картинных галереях и на концертах бывают тысячи людей, и тысячи слушают туже музыку Мендельсона, Шуберта, пение Шаляпина, но много ли таких, кто, пережив эмоциональное потрясение, признался в этом в стихотворной форме: «Услышав эти звуки, ждёшь то ль границы танца, то ли пения, но скоро всей душой уйдёшь в порывы лиричного волнения»? Поэт даёт точное определение жизненного пути творца, художника: «Вся жизнь промчалась у него сном музыкального момента». Того самого, который иногда ищут, по словам В. Маяковского, годами, изводя горы «словесной руды». Больше всего не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление о Ю. Коваленко как о суровом, зацикленном поэте. Юморист, даже застёгнутый на все пуговицы, остается весёлым человеком, поэзия же, какие бы серьёзные темы не поднимала, не может не существовать без того, что мы зовём лирикой и что в действительности является её душой. И вот ей-то в сборнике заслуженно отводится основное место. Несомненно, тот, кто первым сложил обыкновенные слова в рифму, был влюбленный. С тех пор и по ныне любовь стала энергетическим движителем подлинной поэзии. Поэзии без влюблённости не существует, и только поэты способны это хрупкое и трепетное чувство пронести через всю жизнь, искренне удивляясь многообразию её проявления. В стихотворении «Лазоревый цветок» дан пример логического мышления, когда крохотный факт служит трамплином для масштабного обобщения:
И аромат повеял пряный,
Как будто степь у наших ног,
Хотя в объятиях стакана
Один лазоревый цветок.
Поэт обращается к людям с просьбой «не забывать в наплыве огрубленья, что мир души тускнеет без луны». И что человек не может без веры в будущее:
И мысли о том, что деревья не люди,
Что их увядание только на срок,
Что вслед за зимою весна еще будет,
В душе зажигает надежд огонёк.
(Поздняя осень)
В стихотворении «Сны» предвкушение новых чувств даётся еще более откровенно:
Но, замирая, весть зову,
Вот-вот мне счастье в душу брызнет:
И весь блаженно ввысь плыву,
В простор какой-то новой жизни…
Лирика-это всегда обнажение чувств и нервов как самого трепетного, что есть в человеке. Стихи «Я был влюблён», «Ты этот взор поймай хоть на мгновенье», «Старое платье», «Букет», «Соловьи», «Музыка жизни» - доказательство этому. Давая напутствия в жизнь новому сборнику стихов Юрия Коваленко, надеюсь, что он придётся по нраву тем, кто познаёт жизнь не по картинкам на телеэкране и газетным склокам, а ценит русское слово и образы, рожденные воображением поэта. Поэт напоминает нам, что мир – это не только черное и белое, а весь спектр красок, наглядно проявляющийся в радуге. Она всегда встает после гроз, которые очищают воздух.
Валентин Кононов. Член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград».