ИСКУССТВО
Страница 1 / Страница 2Несмотря на изнурительную работу педагога, Юрий Иванович не забывал про живопись. Несостоявшийся художник все реже бродил по садам и скверам с этюдником в руках, прекратил попытки обратиться к творчеству. Но он решил увековечить свою любовь к живописи и к отдельным художественным полотнам. В течение ряда лет Юрий Иванович копировал картины старых мастеров кисти и таким образом превратил помещения своей квартиры в художественный музей, и, бродя по комнатам дома в минуты досуга, он со светлым чувством удовлетворенности вглядывается в картины любимых художников в собственном исполнении. Как копиист он получил высокую оценку со стороны авторитетных специалистов. Многие картины подарены дочери, сыну и друзьям. В семье подсчитали, что отцом написаны 43 копии картин известных художников. Другим серьезным увлечением является сочинение стихов. И если рисование требовало особых условий, то сочинять стихи в каких-то случаях можно и на ходу. Стихи свои автор читал только в узком кругу, для близких ему людей. Лишь изредка отдельные стихотворения печатались в местных газетах. Позже Юрий Иванович стал более систематично и углубленно заниматься стихотворством и создал за последние годы несколько сборников: «Музыка жизни», «С высоты прожитых лет», «Просвет и тревоги», «Идут за днями дни…», «Время и мысли», «голос дня и эхо лет», «На длинном жизнен ном пути», «Мы в дом победу принесли», «Под резцом волшебного искусства», «На тернистой, на школьной дороге». Все сборники стихов, за малым исключением, изданы за собственные средства автора в небольшом числе экземпляров. Все их Коваленко Ю.И. дарил педагогам школ района и друзьям. Круг поэтических интересов широк – военные будни и ветераны, школа, произведения искусства и раздумья о жизни, лирически переосмысленные с высоты прожитых лет. Светлые и добрые, глубокие, иногда насмешливые стихи знакомят с внутренним миром автора, философией «музыкой жизни». Среди многих тем, которым посвящена лирика Коваленко-поэта, особое место занимает война Коваленко-солдата. Он пишет:
Я помню не по книгам Былой войны стальной оскал И всё дивлюсь, какой предлинный Я путь к Берлину прошагал.
(«Нет, я не прав перед собою…»)
На дорогах войны автор убедился в силе дружбы народов:
Казалось, во мгле наших бед и могил Сплав нашей брони разорвётся, Но шла с нами в битвы та сила из сил, Что дружбой народов зовётся.
(«Дружба народов»)
Не забыл старый солдат Коваленко и о солдатских обмотках:
А обмотки – быль и слава, Пот и кровь, и долг святой, Им – в музей бы рядом с флагом, Рядом с маршальской звездой.
(«Обмотки»)
Многие стихотворения посвящены ветеранам войны:
Они к победам шли из поражений. Шли в самый трудный и большой поход. Шли через страны, годы и лишенья, Всегда с боями, не всегда вперёд.
(«Ветеранам Второй мировой»)
В стихах поэта-земляка звучат боль и грусть оттого, что всё реже слышны перезвоны орденов бывших воинов. Он призывает ветеранов:
Станьте в строй, на смотр, на перекличку, Чтоб Победу славить со страной, Чтоб зажечь остававшуюся спичку И тряхнуть прощальной сединой
(«Ко Дню Победы»)
В одном из стихотворений автор говорит:
Одна есть истина святая: На правый бой мы с песней шли, Шли, то круша, то отступая, Но в дом победу принесли!
(«Всё дальше в старину уходят годы») |
Война в поэтическом творчестве Коваленко воспринимается глазами рядового бойца. Кстати, после демобилизации и получения высшего образования Юрий Иванович неоднократно призывался к длительным военным сборам в различных уголках страны. В результате, в настоящее время он имеет звание майора в запасе. Много стихов сочинил поэт о школе, учителях, учащихся, чего, надо сказать, так мало в современный поэзии. В этих стихах автор, прежде всего, обращается к личности учителя. Учитель учит и воспитывает.
Он в класс идёт к мечте своей Сквозь детский смех, Чтоб добрых вырастить людей Из каждого и всех.
(«Учитель»)
Или
И хоть ясна задачи суть, Задача нелегка: Узнать, пройти незримый путь К уму ученика.
В другом стихотворении Коваленко-педагог пишет:
Зовут моё сердце согреться Не цели уроков, не прок, А дух и дыхание детства, Что весь наполняет урок.
Автор постоянно говорит о своей любви к школе. Со вздохом вспоминает о своих первых шагах учителя в ветхой деревенской школе:
Я вспоминаю эти были, Чтоб ими душу отвести, Мы хоть и валенках ходили, Но шли по верному пути.
(«Старая сельская школа») |
Более 20 стихов поэта-Коваленко переложены на музыку учителями музыки, но в основном автор этих песен – музыкальный педагог, отличник просвещения Александр Иванович Коняшов.
На фото: композитор Александр Иванович Коняшов и поэт Юрий Иванович Коваленко.
О творческом союзе поэта-Коваленко и композитора - Коняшова надо сказать особо, ибо щедра героическая земля Волгоградская талантами! Это и наши земляки: великая Александра Пахмутова и гениальный Владимир Мигуля, которые являются душой и сердцем народа. Александр Коняшов сотрудничал с вокально-инструментальным ансамблем «Аллегро», на базе Волгоградского медицинского института который организовал выдающийся советский певец и композитор, наш земляк, Владимир Мигуля. И по сей день сын и внучка Александра Ивановича Коняшова, Дмитрий и Анастасия выступают в группе «Династия», творческий стаж которой перевалил за четверть вековой юбилей. Большую часть репертуара «Династии» занимают патриотические песни о родине, о любимом крае, о своём родном Волгограде.
Страница 1 / Страница 2